Сайт первичной профсоюзной организации  

МБОУ "Аликовская СОШ им. И.Я. Яковлева"

 

Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [7]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 155
Статистика
Форма входа

                статистика посещений сайта


 
 

Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

УЧИТЕЛЬ - это не профессия, а судьба

УЧИТЕЛЬ - ЭТО НЕ ПРОФЕССИЯ, А СУДЬБА

   В сентябре 1953 года в пашей студенческой группе "А" русско-чу­вашского отделения историко-филологического факультета педагогического института им. И. И. Яковлева все сразу же обратили внимание на эту улыбчивую девушку. Ома отличалась душевным спокойствием, серьезным подходом к жизни, практичностью. Успевала ни многим пред­метам на "отлично", со всеми находила общий язык, заботилась о со­курсниках. Ее избрали членим профбюро факультета.
В 1953 году для выпускников-фи­лологов не нашлось ни одного места в школах Чувашии, их разбросали по го­родам и весям Сибири и Средней Азии. Но педагоги Аликовской средней шко­лы настояли на том, чтобы их директор непременно пригласил Валентину Ива­нову в родную школу. Они помнили, как старательно она занималась русским языком и литературой, следили за ее ус­пехами в институте и, естественно, не захотели потерять ее из виду. Директор попросил Валентину Ивановну снача­ла поработать воспитательницей в при­школьном интернате, а для закрепления профессиональных навыков изыскал для нее и несколько урочных часов в неделю по русскому и чувашскому язы­кам.
С тех пор сорок два года славно по­трудилась в родной школе Валентина Ивановна Михайлова! Мы, сокурсники, ревностно следили за ее карьерой. Я давно собирался написать статью или очерк о ней. Но вот только спустя мно­гие годы нашлось время, чтобы пове­дать читателям о некоторых вехах ее жизни.
… Ступил на землю желтолистый сентябрь. Снова распахнула свои две­ри сельская школа. Сели за парты лю­бознательные ученики. Они готовы к плаванию по неизведанным морям, к путешествию по незнакомым странам, вторжению в тайны изучаемых наук. И если учитель желает, чтобы этот поход для них был занимательным, ему все­гда нужно помнить: он призван не про­сто наделять мальчишек и девчонок новыми знаниями, но и воспитывать в них черты будущих граждан своей От­чизны.
Понимая эту азбучную истину, и на­чала Валентина Ивановна первые шаги в родной школе. В ее попечении оказались учащиеся из многих дальних деревень, пожелавших учиться в старших классах именно Аликовской средней школы. Пос­ле уроков они обычно резвились на спортивной площадке. А потом надо было собирать их в интернате для самостоя­тельных занятий. Ребята как ребята, да очень разные - то тихие, то шумные, то задумчивые, то непоседливые... Присмат­риваешься, однако, к ним ближе - замеча­ешь в них до удивления общие черты ха­рактера, объединяющие разноголосую публику в одну семью.
После активного отдыха на свежем воздухе учащиеся разбредаются по груп­пам и готовят домашние задания. Вален­тина Ивановна подходит то к одной груп­пе, то к другой. Вот девочки готовятся по русскому языку. Оказывается, у них зада­ние по правописанию приставок пре- и при-. Правописание этих приставок уча­щимся дается с большим трудом. Проис­текает это оттого, что школьники не об­ращают достаточно внимания на значение их в слове и потому смешивают их на письме. Воспитательница становится учительницей. Она знакомит детей со зна­чениями приставок пре- и при-. Поняв их значения, девочки легко справляются с домашним заданием. В другой группе Валентина Ивановна помогает правиль­но написать н или нн в именах прилага­тельных, в третьей - разобраться со слож­носочиненными предложениями. Заодно узнает, в каких школах новички учились раньше, каков уровень их знаний по рус­скому языку.
...Отбой. Погашен свет в спальнях. Воспитательница идет по затихшему коридору. Видит: есть и нарушители поряд­ка. Некоторые учащиеся ничего не заме­чают вокруг, уткнулись в книги. Воспи­тательница понимает, как трудно расста­ваться с книгой, и разрешает читателям после отбоя еще полчаса побыть в том увлекательном мире, который открывает книга. Любовь к чтению, и любознатель­ность, и уважение друг к другу, и заботу старших о младших, и трудолюбие вос­питывала Валентина Ивановна в интер­нате, сплачивала детей в одну дружную семью. А когда все засыпали, допоздна готовилась к очередным урокам по свое­му предмету.
Уроки свои она проводила живо, ин­тересно. Сослужили большую службу и незабываемые месяцы педпрактики, про­ходившей в течение трех лет в школах Чебоксар и в Кугесьской средней школе Чебоксарского района. На ее открытые за­нятия охотно приходили и учителя с боль­шим педагогическим стажем, тем более что она в институте прошла основатель­ную профессиональную подготовку у за-' мечательных ученых-педагогов - А.С. Уськина, М.М. Михайлова, Б.А. Бройтман, В.Г. Макарова, А.А. Ляпидовского, В.Г. Егорова, С.П. Горского, И.А. Андреева, у куратора группы В. И. Орловой и др. Да и группа была сильная, сплоченная, не случайно ее сокурсники В. И. Котлеев и Г. А. Анисимов стали видными учеными. Жаль только, что Виталий Иванович рано ушел из жизни. Геннадий Александрович, слава Богу, до сих пор заведует кафедрой русского языка в родном педагогическом университете им. И. Я. Яковлева.
В Аликовской средней школе в конце 1950-х и начале 1960-х годов еще работа­ли преподаватели, которые учили Вален­тину Ивановну: М.С. Сергеева, Г.М. Мак­симов, М.И. Андреева. Они оказывали ей постоянную помощь в работе. По-отечес­ки заботились о ней директор школы П.Д. Дмитриев и завуч И.Я. Агафонов. Дирек­тор школы, посещая ее уроки, советовал при оценке знаний учащихся обязатель­но обращать внимание на четыре момен­та: знание учащимися теоретического ма­териала, выработку у них навыков правописания, словарно-фразеологическую ра­боту и конструирование ими связных миниатюрных текстов.
Завуч школы всячески подчеркивал положительные моменты в деятельности молодого педагога, давал дельные советы по разработке дидактических материалов и творческому использованию первоис­точников. А дополнительной методичес­кой и художественной литературой Вален­тина Ивановна начала запасаться еще со студенческих лет, ежегодно обогащая лич­ную библиотеку новинками.
- С детских лет во мне зародилась мечта стать учителем, - вспоминает сей­час Валентина Ивановна, - заразитель­ным оказался пример сестер отца Пелагеи Петровны и Натальи Петровны. Тети работали учительницами в Вурманкасинской средней школе Вурнарского и Яндобинской восьмилетней Калининского (те­перь - Аликовского) районов. В свобод­ное от учебы время они брали меня к себе и я окуналась в их семьях в учительскую атмосферу, тем более что мужья их были педагогами высшей квалификации.
Валентина родилась в маленькой деревушке Ярушкино и в I класс пошла в соседнюю деревню Изванкино. В пя­том классе Илгышевской семилетки ее зачаровал своим предметом молодой преподаватель русской словесности, вчерашний фронтовик Иван Данилович Шивирев, обладавший каллиграфичес­ки красивым почерком и умением зани­мательно и доступно объяснять прави­ла русской грамматики и орфографии. Но ее мечта стать учительницей русско­го языка и литературы, в сущности, ут­вердилась тогда, когда она перешла в VIII класс Аликовской средней школы, где этот предмет вел заслуженный учи­тель Чувашской АССР и Российской Федерации Федор Кузьмич Кузьмин. За­вуч школы, бывший офицер царской ар­мии, начальник связи полка в граждан­скую войну, помощник начальника шта­ба полка в Великую Отечественную войну, всегда тщательно выбритый, бе­зупречно одетый, в белой сорочке, при галстуке и в начищенных до блеска хро­мовых сапогах, Федор Кузьмич был примером для всех учителей и учащих­ся, хотя ему и шел шестой десяток лет. Несмотря на видимую строгость, из его приветливых глаз на сухощавом с се­деющими висками лице лучилось доб­ро. Это был учитель от Бога. Доскональ­но знавший свой предмет, широко эру­дированный, он мог ответить на любой вопрос по филологии и истории языка. Охотно общался с учениками и на уро­ках, и во внеурочное время. Этот заме­чательный знаток русского языка окон­чательно определил жизненный путь Валентины Ивановой. Да и с остальны­ми учителями ей повезло в Аликовской школе: математику преподавала М.С. Сергеева, физику - Г.М. Максимов, ис­торию - К.И. Михайлов, географию -А.И. Золотов. Все они - заслуженные учителя Чувашской АССР.

                                               Василий РОМАНОВ, ветеран профсоюзов Чувашии.

Категория: Мои статьи | Добавил: alik-school (11.09.2011)
Просмотров: 1039 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта