Сайт первичной профсоюзной организации  

МБОУ "Аликовская СОШ им. И.Я. Яковлева"

 

Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 154
Статистика
Форма входа

                статистика посещений сайта


 
 

История школы


Исполнилось 155 лет одной из старейших школ Чувашии, славной своими добрыми делами, выпускниками, учителями. За последние годы в периодической печати появилось ряд публикаций, раскрывающих историю школы. К сожалению ни одна из них не давала на документ – первоисточник, неопровержимо подтверждающий факт открытия школы в 1854 году. Имелись лишь косвенные подтверждения факта открытия школы в селе Аликово в 1854 году. Благодаря неустанным поискам Народного Академика Чувашской Республики, доктора исторических наук, краеведа Льва Архиповича Ефимова, посвятившего изучению истории школы более 20 лет, мы можем привести документ, который не оставляет сомнений по поводу точной даты основания школы. В нём говорится, что «замечания по обследованию сельских училищ в 1854 г. по Аликовскому приходскому училищу, основанному в 1845 году, переведенному в 1854 году из с. Норусова обозреваемо было 7 декабря 1854 года. Учеников по списку - 32, на лицо - 21. При испытании в сложности по успехам: отлично - 3 , хорошо - 5 , посредственно- 13; Поведение у всех отличное. Посещение довольно постоянное. Учебные предметы: Священная история и Катехезис, Чтение книг, Чистописание, Арифметика. Общий результат осмотра: Заведение находится в положении: по учебной части - в хорошем, в нравственном - отличном. Для улучшения состояния училища предполагается: Как и во всяких прочих училищах, попросить наставнику заметить востребованность учеников русскому разговорному языку. Да и азбуке обучаться не по старинному церковному, а по новому методу гражданским выговорам, что ускорит и успехи учеников и облегчит труд учителя. Можно надеяться, что Аликовское училище будет наряду лучших в уезде.

Весьма интересны данные, приведённые в записке штатного смотрителя П. Андреева по итогам проведённой проверки. Записка носит аналитический характер и названа автором «Сведения об Аликовском приходском училище». Документ датирован 10 ноябрём 1856 года. В нём в частности говорится: «Учеников - 29. Всеми средствами и способами развить метод взаимную при обучении начальному чтению. По чистописанию необходимо заставить учеников по темам, как это принято в курсах скорописания Ходаровского "Половцева". По таким приемам дети выучивают скоро, одинаково и хорошо. А хорошее письмо много принесет нашим ученикам». Этот отрывок уже свидетельствует о том, что организована не просто школа, а начинает функционировать система образования с своими научными составляющими: социальным заказом, педагогикой, методикой преподавания и т.д. Косвенно о основании школы в 1854 году свидетельствует «Материал для истории народного образования», содержащийся в «Биржевом листке» г. Казани за 1888 год”. В нём, в частности, говорится, что «открытие школы в Аликовской волости началось только с 1853 года и что для 34 селений волости, в которых 3917 человек мужского и 3983 человек женского пола, была открыта только одна школа-училище министерства государственного имущества в. с. Аликове». необходимо заставить учеников по темам, как это принято в курсах скорописания Ходаровского "Половцева". По таким приемам дети выучивают скоро, одинаково и хорошо. А хорошее письмо много принесет нашим ученикам». Этот отрывок уже свидетельствует о том, что организована не просто школа, а начинает функционировать система образования с своими научными составляющими: социальным заказом, педагогикой, методикой преподавания и т.д.
Косвенно о основании школы в 1854 году свидетельствует «Материал для истории народного образования», содержащийся в «Биржевом листке» г. Казани за 1888 год”. В нём, в частности, говорится, что «открытие школы в Аликовской волости началось только с 1853 года и что для 34 селений волости, в которых 3917 человек мужского и 3983 человек женского пола, была открыта только одна школа-училище министерства государственного имущества в. с. Аликове».
С 1854 года до 1872 года это училище не имело собственного здания, и ютилась в бане попа, а в последствии – в церковной караулке. В то время регулярного занятия не было: в неделю занимались 2—3 дня, учителем был поп.
Весьма интересные выводы о системе финансирования образования, взаимодействии школы и местного социума можно узнать из нижеследующего документа, именуемого «Приговор волостного схода Аликовской волости Ядринского уезда Казанской губернии, состоявшегося 8 октября 1871 г. 1871 года октября 8 дня, мы, нижеподписавшиеся крестьяне Ядринского уезда, Аликовской волости, выборные от каждых десяти деревень по одному человеку были сего числе на волостном сходе при местном Аликовском волостном правлении, составили настоящий приговор в том, что мы, в следствии личного предложения Господина Мирового посредника, относительно назначения нами суммы на содержание вновь устроенном в с.Аликове 2-х классного уездного училища т.е. на ремонт, отопление, освещение и содержание прислуги. Вследствие чего, мы, имея ввиду, что постройка училища уже окончена и скоро будет приступлено к обучению, определили: на содержание Аликовского 2-х классного училища, назначить со всей волости, состоящей из 3020 ревизких душ по 30 руб. 20 коп. ежегодно, т.е. по одной копейке с каждой ревизской души … в чем подписуемся, а именно: деревни Вылы /16 крестьян/, выселки Ой-кассов /3/, выселки Тогач /3/, выселки Кораккасов /3/, выселки Умеева /3/, выселки Хирлеп /2/, выселки Павлушкина /3/, д. Милюшевой /14/, д. Малых Туван /10/, д. Тенеевой /20/, д. Выла Токтамыш /3/, Таутовой /8/, д. Шерашевой /4/, с. Аликова - 26. К подлинному приговору, вместо неграмотных крестьян рука приложена крестьянина д. Милюшевой Антониным Васильевым. При составлении приговора находился старшина Степан Иванов…1871 года октября 8 дня». В 1872 году училище Министерства государственного имущества было реорганизовано двухклассное училище Министерства просвеще¬ния. Только после этого было построено маленькое двухэтажное школьное здание. Было в школе всего четыре классных помещения. Это здание сгорело после революции. Здание вы можете увидеть на фотографии, представленной ниже и датированной 1903 годом.
По данным на 1 сентября 1888 года было учащихся: в 1 классе - 34 мальчика и 7 девочек, во втором классе 29 мальчиков. Всего в училище было 73 мальчика 7 девочек, из них русских 19 мальчиков и 2 девочки, а чуваш - 54 мальчика и 5 девочек. Эти учащие¬ся ходили из разных волостей входящих в состав Ядринского уезда: АЛИКОВСКОЙ, Устьинской, Асакасинской; Тинсаринской, Шуматовской, Норусовской, Хочашевской, Байсубаковской, Мало-Яушской. Таким образом, двухклассное училище обслуживало территорию с радиусом 30-40 км. По данным архивных документов из 11 деревень Аликовской волости в 1886 году школу посещали 29 мальчиков и 4 девочки, другими словами на 529 женщин обучалась 1 девочка, на 27 мужчин-1 мальчик.
Назначенный инспектором чувашских школ Казанского учебного округа в 1875 году ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ ЯКОВЛЕВ, инспектируя подведомственные школы, нашел их в очень плачевном состоянии. В восьми школах министерства народного просвещения из общего числа выпущенных в 1876 году учеников только треть/ 34 из 104 / была удостоена сви¬детельства об окончании училища; 70 учеников, проучившиеся четыре или пять лет были признаны недостойными получения свидетельства из-за слабых знаний. В отчете об обследовании 8 училищ в 1876 году И.Я. Яковлев писал: " Эти неуспешно окончившие курс учения в училищах нередко являются какими-то безжизненными, притупленными. Ответы их бывают неосмысленны». В Чурачикском училище таких учеников нашлось десять. Священник и учитель отзывались о них как о дураках, идиотах, что напрасно ждать от них толковых ответов. Нет сомнения, что эти притупленные ученики - " дураки", как же мне называли, результат неудачного обучения. До тех пор, пока не будет учителей, должным образом подготовленных к исполнению своих обязанностей и знающих язык своих учеников, в чувашских школах всегда будет повторяться это явление" . Однако вина за плохую успеваемость учащихся видимо лежит в большей степени на самих учителях, которые работали не имея зачастую за спиной специального образования в силу объективных причин, а в школах ещё не сложились традиции, которые и формируют систему образования в целом.15 июля 1886 года по этому поводу И.Я. Яковлев присал: «В конце мая посетил Аликовское училище. Успехи учащихся как и предыдущие годы (2 года) я нашел крайне неудовлетворительно, в особенности по Закону Божьему. Причин - несколько, а главное - личный состав преподавателей, если не представится возможности в нынешнем году переменить его, что я считаю нужным назначить туда третьего учителя. А место мастерской употребить под класс для третьего учителя, или под квартиру учащихся.
Еще два слово об училище. Учителя жаловали мне на часто повторяющиеся случаи заболевания учеников - тифом, лихорадкой и преимущественно головной болью. Мне кажется необходимым все училища окурить серой, да выкрасить полы готовой, тертой краской, что будет стоить недорого, а здоровье учащихся улучшится…» Материальную базу школы И.Я. Яковлев оценивал как весьма плачевную,-школьное здание было очень маленьким, приусадебный уча¬сток был ничтожным. По этой причине он добивается строительства нового здания школы. На сходе крестьян волости получили разрешение на выделение земельного участка в 0,5 га под школьное здание и огород. С крестьян волости собираются добровольные пожертвования на строительство нового школьного здания. На время строительства школьного здания на должность заведующего школой И.Я. Яковлев назначил В.Н. ОРЛОВА, организатора очень энергичного и расторопного. Новое шестиклассное с флигелем под учительскую большое для того времени двухэтажное школьное здание было выстроено в 1898 году. Ф.Н. Орлов тесно сотрудничал с И.Я. Яковлевым, который его высоко ценил. На фотографии запечатлён исторический момент выезда Ф.Н. Орлова к И.Я. Яковлеву Будучи окружным инспектором чувашских школ И.Я. Яковлев часто приезжал в Аликовскую школу, присутствовал на выпускных экзаменах, давал дельные советы, Старые учителя в своих воспоминаниях о И.Я. Яковлеве пишут: " Его советы и указания были мудры и справедливы ". По сообщениям старожилов в Аликово вместе с И.Я. Яковлевым приезжал также отец В.И. Ленина – И.Н. Ульянов. Однако документальные тому подтверждения пока не обнаружены. 70-90 –е годы 19 века сами по себе были сложными для системы образования. Политика правительства в период контрреформ включала следующие направления: усиление государственного контроля в сфере образования, ограничение гласности в образовательной политике; восстановление принципа сословности в образовательной политике; усиление идеологического контроля за деятельностью образовательных учреждений. Если вся история российской системы образования – это сплошная цепь реформ и контрреформ, то в конце 19 – начале 20 века борьба реформ и контрреформ достигает особой остроты. В то же время нужно помнить, что специфика системы образования, её роль в жизни российского общества в прошлом и внастоящее время выражаются в том, что эта система является не только объектом, но и субъектом процесса модернизации страны. Уже к началу 20 века школа пережила две вехи в своей истории – либеральные реформы конца 50-х – 60-х гг. 19 века и консервативные преобразования 80-90-х гг. Проводниками этой государственной политики и были И.Я. Яковлев, И.Н. Ульянов. Однако их деятельность может быть оценена только положительно,т.к. несмотря ни на что система образования способствовала просвещению народа, росту самосознания общества, влияла на изменение социальной стратификации, что представляло определённую опасность для правящего режима.
В годы советской власти ставилась задача борьбы с неграмотностью. Вернулся и сословный принцип обучения, но ограничивался доступ к получению образования детям представителей «эксплуататорских» классов. Коренная ломка школьной системы и попытка построить её на новых основах была предпринята в 20-егг. «Положение о единой трудовой школе в РСФСР», принятое ВЦИК 16 октября 1918г. отменило классно – урочную систему, а вместо классов были созданы студии. Появился новый тип образовательного учреждения – «единая трудовая школа».В школе большее внимание уделялось практической, трудовой направленности обучения. Трудовая деятельность в самом широком понимании становится приоритетным направлением развития советской школы. Методы преподавания в этот момент были ориентированы на исследовательские задачи. Это направление развития школы сохранилось и в последующем. Рядом со школами появляются географические площадки, школы оснащаются элементарным исследовательским оборудованием. Но уже в 1930-е гг. в результате того, что система образования оказалась под опекой самого Сталина, попытки коренной ломки системы образования были сведены в значительной степени на нет. Преподавание в школах вернулось к традиционным для России формам (за исключением идеологических предметов). Ныне Аликовская средняя школа носит имя И.Я. Яковлева.
После Великой Октябрьской социалистической революции Аликовское двухклассное училище преобразовывалось в различные типы общеобразовательных школ: высшее начальное училище, школа 2 ступени / 1918-1921 годы/, в годы коллективизации Аликовская восьмилетка была преобразована в школу колхозной молодежи. 0на подготовляла молодежь для социалистического строительства в деревне, заведующим ШКМ был ИВАНОВ И.И./ гр. деревни Урмаево Аликовского района/. Большой вклад в дело подготовки молодёжи для cоциалистического строительства в деревне вложили учителя ШКМ Золотов А.И., Трофимов А.Т., Кузьмин Ф.К., Осипова А..И., Семенова А.Ф. и другие. В 1934 году ШКМ была преобразована в среднюю школу. С этого дня до настоящего времени школа дала 40 выпусков. Выпускники школы работают во всех областях нашей необъятной Родины. В годы Великой Отечественной войны 2-е воспитанников нашей школы были удостоены высокого звания Героя Советского Союза.Эти летчики полковник Ф.Н. Орлов и подполковник М.Е. Ефимов. Сотни других были награждены орденами и медалями нашей страны. Среди воспитанников есть и ученые: профессор ЧСХИ Ефейкин А.К. Профессор Казанского ветеринарного института МГУ Трофимов Т.Т., доцент ЧГПИ Марков А..С., доцент ЧГПИ Марков А.С., кандидат медицинских наук Трофимов О.Т., кандидат военно-морских наук Золотов В.А., и др. В Аликовской школе учились поэты Илья Тукташ и Никифор Васянка. Десятки выпускников школы служат в кадрах Вооруженных сил в качестве офицеров.

Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта