УЧИТЕЛЬ - ЭТО НЕ ПРОФЕССИЯ, А СУДЬБА
В сентябре 1953 года в пашей студенческой группе "А" русско-чувашского отделения историко-филологического факультета педагогического института им. И. И. Яковлева все сразу же обратили внимание на эту улыбчивую девушку. Ома отличалась душевным спокойствием, серьезным подходом к жизни, практичностью. Успевала ни многим предметам на "отлично", со всеми находила общий язык, заботилась о сокурсниках. Ее избрали членим профбюро факультета. В 1953 году для выпускников-филологов не нашлось ни одного места в школах Чувашии, их разбросали по городам и весям Сибири и Средней Азии. Но педагоги Аликовской средней школы настояли на том, чтобы их директор непременно пригласил Валентину Иванову в родную школу. Они помнили, как старательно она занималась русским языком и литературой, следили за ее успехами в институте и, естественно, не захотели потерять ее из виду. Директор попросил Валентину Ивановну сначала поработать воспитательницей в пришкольном интернате, а для закрепления профессиональных навыков изыскал для нее и несколько урочных часов в неделю по русскому и чувашскому языкам. С тех пор сорок два года славно потрудилась в родной школе Валентина Ивановна Михайлова! Мы, сокурсники, ревностно следили за ее карьерой. Я давно собирался написать статью или очерк о ней. Но вот только спустя многие годы нашлось время, чтобы поведать читателям о некоторых вехах ее жизни. … Ступил на землю желтолистый сентябрь. Снова распахнула свои двери сельская школа. Сели за парты любознательные ученики. Они готовы к плаванию по неизведанным морям, к путешествию по незнакомым странам, вторжению в тайны изучаемых наук. И если учитель желает, чтобы этот поход для них был занимательным, ему всегда нужно помнить: он призван не просто наделять мальчишек и девчонок новыми знаниями, но и воспитывать в них черты будущих граждан своей Отчизны. Понимая эту азбучную истину, и начала Валентина Ивановна первые шаги в родной школе. В ее попечении оказались учащиеся из многих дальних деревень, пожелавших учиться в старших классах именно Аликовской средней школы. После уроков они обычно резвились на спортивной площадке. А потом надо было собирать их в интернате для самостоятельных занятий. Ребята как ребята, да очень разные - то тихие, то шумные, то задумчивые, то непоседливые... Присматриваешься, однако, к ним ближе - замечаешь в них до удивления общие черты характера, объединяющие разноголосую публику в одну семью. После активного отдыха на свежем воздухе учащиеся разбредаются по группам и готовят домашние задания. Валентина Ивановна подходит то к одной группе, то к другой. Вот девочки готовятся по русскому языку. Оказывается, у них задание по правописанию приставок пре- и при-. Правописание этих приставок учащимся дается с большим трудом. Проистекает это оттого, что школьники не обращают достаточно внимания на значение их в слове и потому смешивают их на письме. Воспитательница становится учительницей. Она знакомит детей со значениями приставок пре- и при-. Поняв их значения, девочки легко справляются с домашним заданием. В другой группе Валентина Ивановна помогает правильно написать н или нн в именах прилагательных, в третьей - разобраться со сложносочиненными предложениями. Заодно узнает, в каких школах новички учились раньше, каков уровень их знаний по русскому языку. ...Отбой. Погашен свет в спальнях. Воспитательница идет по затихшему коридору. Видит: есть и нарушители порядка. Некоторые учащиеся ничего не замечают вокруг, уткнулись в книги. Воспитательница понимает, как трудно расставаться с книгой, и разрешает читателям после отбоя еще полчаса побыть в том увлекательном мире, который открывает книга. Любовь к чтению, и любознательность, и уважение друг к другу, и заботу старших о младших, и трудолюбие воспитывала Валентина Ивановна в интернате, сплачивала детей в одну дружную семью. А когда все засыпали, допоздна готовилась к очередным урокам по своему предмету. Уроки свои она проводила живо, интересно. Сослужили большую службу и незабываемые месяцы педпрактики, проходившей в течение трех лет в школах Чебоксар и в Кугесьской средней школе Чебоксарского района. На ее открытые занятия охотно приходили и учителя с большим педагогическим стажем, тем более что она в институте прошла основательную профессиональную подготовку у за-' мечательных ученых-педагогов - А.С. Уськина, М.М. Михайлова, Б.А. Бройтман, В.Г. Макарова, А.А. Ляпидовского, В.Г. Егорова, С.П. Горского, И.А. Андреева, у куратора группы В. И. Орловой и др. Да и группа была сильная, сплоченная, не случайно ее сокурсники В. И. Котлеев и Г. А. Анисимов стали видными учеными. Жаль только, что Виталий Иванович рано ушел из жизни. Геннадий Александрович, слава Богу, до сих пор заведует кафедрой русского языка в родном педагогическом университете им. И. Я. Яковлева. В Аликовской средней школе в конце 1950-х и начале 1960-х годов еще работали преподаватели, которые учили Валентину Ивановну: М.С. Сергеева, Г.М. Максимов, М.И. Андреева. Они оказывали ей постоянную помощь в работе. По-отечески заботились о ней директор школы П.Д. Дмитриев и завуч И.Я. Агафонов. Директор школы, посещая ее уроки, советовал при оценке знаний учащихся обязательно обращать внимание на четыре момента: знание учащимися теоретического материала, выработку у них навыков правописания, словарно-фразеологическую работу и конструирование ими связных миниатюрных текстов. Завуч школы всячески подчеркивал положительные моменты в деятельности молодого педагога, давал дельные советы по разработке дидактических материалов и творческому использованию первоисточников. А дополнительной методической и художественной литературой Валентина Ивановна начала запасаться еще со студенческих лет, ежегодно обогащая личную библиотеку новинками. - С детских лет во мне зародилась мечта стать учителем, - вспоминает сейчас Валентина Ивановна, - заразительным оказался пример сестер отца Пелагеи Петровны и Натальи Петровны. Тети работали учительницами в Вурманкасинской средней школе Вурнарского и Яндобинской восьмилетней Калининского (теперь - Аликовского) районов. В свободное от учебы время они брали меня к себе и я окуналась в их семьях в учительскую атмосферу, тем более что мужья их были педагогами высшей квалификации. Валентина родилась в маленькой деревушке Ярушкино и в I класс пошла в соседнюю деревню Изванкино. В пятом классе Илгышевской семилетки ее зачаровал своим предметом молодой преподаватель русской словесности, вчерашний фронтовик Иван Данилович Шивирев, обладавший каллиграфически красивым почерком и умением занимательно и доступно объяснять правила русской грамматики и орфографии. Но ее мечта стать учительницей русского языка и литературы, в сущности, утвердилась тогда, когда она перешла в VIII класс Аликовской средней школы, где этот предмет вел заслуженный учитель Чувашской АССР и Российской Федерации Федор Кузьмич Кузьмин. Завуч школы, бывший офицер царской армии, начальник связи полка в гражданскую войну, помощник начальника штаба полка в Великую Отечественную войну, всегда тщательно выбритый, безупречно одетый, в белой сорочке, при галстуке и в начищенных до блеска хромовых сапогах, Федор Кузьмич был примером для всех учителей и учащихся, хотя ему и шел шестой десяток лет. Несмотря на видимую строгость, из его приветливых глаз на сухощавом с седеющими висками лице лучилось добро. Это был учитель от Бога. Досконально знавший свой предмет, широко эрудированный, он мог ответить на любой вопрос по филологии и истории языка. Охотно общался с учениками и на уроках, и во внеурочное время. Этот замечательный знаток русского языка окончательно определил жизненный путь Валентины Ивановой. Да и с остальными учителями ей повезло в Аликовской школе: математику преподавала М.С. Сергеева, физику - Г.М. Максимов, историю - К.И. Михайлов, географию -А.И. Золотов. Все они - заслуженные учителя Чувашской АССР.
Василий РОМАНОВ, ветеран профсоюзов Чувашии.
|